Традиционный фестиваль Союза композиторов РФ в нынешнем году проходил в Воронеже (17–20 октября) и был приурочен к 75-летнему юбилею Воронежской композиторской организации. Вот уже более 20 лет этот проект ежегодно превращает один из городов страны в музыкальную столицу, где звучат произведения виднейших отечественных композиторов и обсуждаются животрепещущие вопросы современного искусства.
Воронеж принимал эстафету уже в четвертый раз и, как всегда, с размахом. За четыре дня слушатели смогли посетить шесть концертов камерной и оркестровой музыки, а также поучаствовать в круглом столе с композиторами и музыковедами.
Название форума полностью себя оправдало: панорама российской музыки была представлена во всем разнообразии существующих тенденций и направлений композиторского творчества. Вместе с тем программа фестиваля оказалась удивительно цельной. Объединяющей стала идея сохранения национального искусства в стремящемся к глобализации мире. Как совместить веяния своего времени и не потерять корней? Как, опираясь на фольклор, оставаться современным?
На эти и другие темы размышляли участники пресс-конференции «Художественные направления и тенденции развития современной отечественной музыки» – председатель Союза композиторов России Владислав Казенин, композиторы Ширвани Чалаев (Дагестан), Рашид Калимуллин (Казань), Владимир Мартынов, профессора Евгений Трембовельский и Владислав Девуцкий, председатель Воронежской организации СК Лариса Вахтель.
ПОД ЗНАКОМ ПЕСНИ
Тон обсуждению был задан докладом Сергея Слонимского «О национальном в современной музыке». Композитор считает, что любая музыка национальна, даже у таких транснационалистов, как, например, Штокхаузен и Кейдж. Песня и симфония – «это не антиподы, а родные сестры», прекрасным подтверждением чему стала исполненная на фестивале его Тридцатая симфония, части которой носят названия «Былина», «Протяжная» и «Плясовая».
Горячо поддержал разговор Ш. Чалаев: «Мне не о чем говорить миру, если я не говорю о своем народе». По его словам, он вкладывает «музыку своего народа в общечеловеческие ценности» (как, например, в своих десяти операх на тексты Киплинга, Толстого, Лорки). Вероятно, этим и определяется его международный успех. И, конечно же, истовой любовью к родным песням (Чалаев – выходец из горного села Хосрех), которые сам Ширвани поет с редкостным мастерством и страстью: его темпераментное исполнение собственных «Лакских песен» для голоса с оркестром буквально ошеломило зал.
Можно сказать, что весь фестиваль прошел под знаком песни. И это неслучайно, ведь русская музыка всегда славилась своей напевностью и вокальностью. Символично, что открывал форум, как и прежние панорамы, прославленный фольклорный ансамбль «Воля» Воронежской академии искусств (руководитель – заслуженный деятель искусств РФ, профессор Г. Сысоева).
Словно подтверждая тезис Слонимского о том, что исполнители «ищут и любят новые романсы», концертные программы обильно представили камерно-вокальные сочинения воронежских авторов – Виктора Горянина, Владимира Беляева, Дмитрия Ушакова, Татьяны Шипулиной, Александра Мозалевского, Елизаветы Ткачевой, – которые вошли в репертуар ведущих солистов Воронежского оперного театра. Порадовали и хоровые сочинения. «Забытый фонтан» Бориса Яркина на слова И. Бунина покорил слушателей истинно бунинским колоритом, а «Октоих» на слова С. Есенина А. Мозалевского для солиста, хора и симфонического оркестра прозвучал как ода России.
НАРОДНЫЕ ИЛИ АКАДЕМИЧЕСКИЕ?
В особый пласт выделилась музыка для русских народных инструментов. Отрадно, что она не утратила своих специфических черт, несмотря на наблюдающуюся в последнее время тенденцию к ее академизации. Как заметил в ходе круглого стола Е. Трембовельский, «если раньше баяну, балалайке и домре приходилось доказывать свою академичность, сегодня они иной раз вынуждены напомнить о своих народных истоках».
Удивительно яркая и разнообразная программа оркестра народных инструментов Воронежской академии искусств под управлением Е. Ширяевой стала свидетельством настоящего раздолья композиторской фантазии и выдумки, не противоречащей природе избранного состава. Чего там только не было: скоморошьи наигрыши в «Увертюре» А. Рыбникова, русско-барочная «Ария» из сюиты В. Беляева, сказочность в пьесах из сюиты «Царь Кащей» С. Плеханова и «Богатырях» В. Кикты, эпичность «Колоколов Кижского погоста» А. Репникова, буги-вуги в «Дивертисментах» В. Семенова. Музыка М. Броннера к спектаклю «Еврейские песни» в оркестровке И. Мокерова покорила слушателей удачно найденными звукоизобразительными приемами: оркестр охал, вздыхал, изображал гул толпы... – и все это под колоритные национальные интонации без каких-либо цитат. Среди оригинальных композиторских замыслов выделился и остроконтрастный «Концерт в двух аффектах» А. Тихомирова для солирующих балалайки и фортепиано с оркестром.
Кстати, одной из популярных композиторских тенденций стало использование балалайки в качестве солирующего инструмента – ее тембр органично включился в финал симфонии Слонимского, а премьерное исполнение «Притчи» для балалайки с симфоническим оркестром Е. Ткачевой можно назвать безусловной удачей фестиваля.
Многие опусы воронежских авторов для балалайки были созданы под влиянием одного из лидеров балалаечной школы, заслуженного деятеля искусств РФ, профессора Ивана Иншакова – как, например, фантазия на русскую тему «Уж ты, Ваня» «воронежского американца» М. Цайгера. Немало сочинений написано и для всемирно известного ансамбля «Юные воронежские балалаечники», которому в свое время рукоплескала английская королева. Среди них – «Кавалерийская» В. Беляева, лихо и «с ветерком» сыгранная коллективом.
ПАМЯТИ УШЕДШИХ
Трогательным моментом стало посвященное памяти всех ушедших композиторов исполнение ансамблем скрипачей ДШИ №11 (руководитель – заслуженный работник культуры РФ Н. Трембовельская) «Канцоны» Геннадия Ставонина, оперные шедевры которого некогда украшали репертуар воронежского оперного театра.
Глубокое впечатление оставил симфонический «Эпилог» Михаила Зайчикова – старейшего представителя воронежской композиторской школы. В этом трагическом произведении три авторские темы (хроматическая, хоральная и тема-монолог) переплетаются с интонациями Dies Irae.
КОМПОЗИТОР СЕГОДНЯ
В контексте проблемы национального на форуме обсуждались и вопросы современной композиции. Так называемые «техники современной композиции» нередко бывают вненациональными, отметил Трембовельский, в чем-то полемизируя со Слонимским. И обращение к ним может сочетаться с национальной идеей, а может идти вразрез с ней. «Остросовременный» пласт также занял свое место в общей панораме фестиваля. К нему можно отнести мистическое «Долгое ночное плавание» для кларнета и фортепиано молодого воронежского автора Натальи Горобец и «Conversio» для струнного квартета елецкого композитора Игоря Надеждина, в котором образы света и тьмы борются путем изощренных трансформаций материала.
Свою концепцию «некомпозиторской» музыки представил В. Мартынов, вызвав при этом целый поток вопросов и диаметрально противоположных высказываний. По его мнению, музыка всегда была естественным непрерывным потоком, который композиторы «заковали» в отдельные «прудики» и «водоемы». Высвобождение этого потока знаменует конец композиторства и одновременно начало чего-то нового. Таков был «Opus Prenatum» (нерожденный), по сути, продолжающий линию узнаваемого мартыновского минимализма, но интригующий номинальным выходом из зоны «posth».
Размышления на тему современной композиторской ситуации обнаружились во внешне юмористическом симфоническом каприччио «В ожидании Моцарта» Б. Гецелева (Нижний Новгород). Название, отсылающее к пьесе С. Беккета «В ожидании Годо», где отсутствующий персонаж так и не появляется, несомненно, проливает свет на позицию автора: не нужно уповать на некоего гения, который придет и «всех спасет», как супергерой (аллюзия на музыку из «Джеймса Бонда»). Жизнь и творчество есть игра, в ней же состоит и их смысл.
РОЯЛЬ – КОРОЛЬ ИНСТРУМЕНТОВ
Одним из безусловных фаворитов фестиваля стал рояль. Ярким и виртуозным инструмент предстал в сольном концерте солиста Курской филармонии Павла Кушнира. В его отточенном, технически совершенном исполнении прозвучали мрачная и глубоко трагическая Третья соната А. Шнитке, красочно-импрессионистическая Первая соната А. Вершинина (Липецк) и виртуозно-джазовая соната Ю. Пятковского (Курск). А в фортепианной фантазии «О России с любовью и болью» А. Украинского (Воронеж), исключительно тонко сыгранной Л. Вахтель, органично переплелись напевы родного края, цитата из «Сирени» Рахманинова и звон колоколов.
Заключительным аккордом фестиваля стало «трезвучие» фортепианных концертов юбиляров этого года – Тихона Хренникова (100 лет со дня рождения), Рашида Калимуллина (55) и Владислава Казенина (75). Три концерта представили три ипостаси фортепиано. Адекватно объективизированному стилю Т. Хренникова звучал рояль в его Третьем концерте, исполненном правнуком композитора Тихоном Хренниковым-младшим. Эффектное сочетание академической, национальной татарской и рок-музыки в концерте Р. Калимуллина буквально взорвало зал. По словам ведущей – музыковеда Валентины Головиной, это «эпос, созданный современными средствами». Под стать концерту был солист – эксцентричный пианист и рок-музыкант Федор Амиров, который помимо эмоциональной и безупречной игры покорил публику своим общением с ней через целый ряд жестов и взглядов во время исполнения.
Кульминационным завершением стало выступление одной из самых востребованных пианисток нашей страны Екатерины Мечетиной, с блеском исполнившей сложнейший Третий концерт В. Казенина, носящий название «Конструкции» (вся ткань концерта выведена из интонации «ля – до»).
Как заметил В. Казенин, Воронеж всегда славился профессиональными музыкантами, что в очередной раз доказал прошедший фестиваль. Подводя итоги, можно констатировать, что воронежские композиторы и исполнители органично вписались в общероссийскую картину музыкальной жизни. Будем надеяться, что эмоциональный заряд фестиваля вдохновит музыкантов на новые свершения.
Новикова Т. 2013-11-29
|